Repost zu Greta Thunberg
Sep. 27th, 2019 09:16 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Farid Bektemirov :
FAQ по Грете Тунберг
За всё время дискуссии по поводу Греты Тунберг в рунете я не прочёл ни одного большого поста, с которым был бы согласен полностью, так что, видимо, придётся писать его самому. Попробую ответить на каждое замеченное мной обвинение в её адрес и сделать это без сильных эмоций, основываясь только на фактах: они хуже воспринимаются, но и спорить с ними труднее.
Если в комментах возникнут другие вопросы, возможно, дополню пост, не удивляйтесь его изменениям. Начнём.
1. "Существует ли глобальное потепление?"
Да, судя по уровню дискуссии, начинать надо даже не с самой Греты, а с базовых вещей типа «Земля вращается вокруг Солнца», «молнии производит не Илья-пророк на огненной колеснице», «глобальное потепление существует, оно вызвано деятельностью человека и реально угрожает планете». Все разговоры о том, что в научном сообществе якобы нет консенсуса по поводу climate change, идут только от лени, безграмотности и неумения гуглить.
Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти, скажем, на сайт NASA (1-я ссылка в первом комменте, там же будут и остальные ссылки), который прямо говорит, что тысячи исследований, опубликованные в рецензируемых научных журналах, показывают, что как минимум 97% климатологов согласны с этой позицией (потепление – дело рук человека и очень опасно). Также большинство ведущих научных организаций по всему миру, от США до Японии и от Германии до России, поддерживают именно эту трактовку. Никаких серьёзных споров в научном сообществе на этот счёт не ведётся. Нет буквально ни одной крупной национальной или транснациональной научной (не только климатологической, а в принципе любой научной) организации, которая оппонировала бы этому консенсусу. Последней из таких была «сомневавшаяся» Американская ассоциация нефтяных геологов, которая присоединилась к общей позиции 12 лет назад, в 2007-м.
Я бы очень рекомендовал всем почекать сайт NASA потщательнее, там всё разбирается очень подробно и просто, как раз для не-специалистов: причины, последствия, доказательства, консенсус. Буквально на пальцах, чтобы каждый хоть сколько-нибудь владеющий гугл-транслейтом человек понял. Всё то же самое можно, конечно, узнать и просто из «Википедии» (ссылка 2), но у людей часто предубеждения против этой энциклопедии, хотя её английский вариант, как правило, очень тщательно подходит к цитированию, на любое заявление там есть уважаемый научный источник.
Помимо всего прочего, с 1988 года существует ещё и Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC, ссылка 3), организация, специально созданная для оценки рисков глобального потепления, которая выпустила пять больших отчётов, основанных на огромном массиве климатических исследований (подчёркиваю, эти отчёты – НЕ МНЕНИЕ IPCC, а МЕТА-АНАЛИЗ научных работ).
В этих отчётах, в частности, говорится, что а) потепление в последние десятилетия очевидное и во многих отношениях беспрецедентное; б) оно точно связано с деятельностью человека; в) его последствия, если не предпринимать решительных мер, будут серьёзными, повсеместными и необратимыми. Какими конкретно и что за решительные меры, вам в доступной форме может объяснить доктор в области физики климата Саймон Кларк (ссылка 4). А на другие популярные заблуждения о глобальном потеплении в чуть менее доступной форме (но вы же у нас умные ребята, читать научные термины не боитесь? Правда ведь?) ответит профессор и климатолог Сергей Гулев (ссылка 5) или созданный специально для разоблачения «климатических» мифов сайт Skepticalscience (ссылка 6).
2. "Хорошо, вы приводите данные экспертов, но Грета – не эксперт! Почему она высказывается в ООН?"
Самое прекрасное в Грете – это то, что она и не называет себя эксперткой, не высказывает экспертное МНЕНИЕ. Она лишь приводит ФАКТЫ. Все её данные взяты из тех самых докладов IPCC, о которых писалось выше. Однако за счёт своей невероятной смелости, харизмы и неподдельного интереса к теме она популяризирует эти давно известные научному сообществу тезисы.
Да, Грета не является учёной, но она – одна из лучших ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ НАУКИ на данный момент. Учёные 30 лет твердят всё то же самое, но современный мир, современные медиа устроены так, что без яркой, эмоциональной подачи их никто не слушает (не то чтобы совсем никто, европейцы в большинстве знают о проблеме глобального потепления, «зелёные» партии там относительно популярны, но в Америке или России ситуация другая). А теперь у них есть медийное лицо, передающее, наконец, их информацию общественности. И это замечательно.
3. "Но что конкретно она предлагает? Пусть распишет по пунктам – так-то и так-то, а мы посмотрим (и раскритикуем)".
Боюсь, раскритиковать её предложения аргументированно у вас не выйдет, поскольку она, в сущности, предлагает политикам всего мира только одно: обратить на проблему, которая угрожает самому существованию человечества, внимание, которого она заслуживает. Ну, может, ещё чуть больше советоваться с учёными. Грета прекрасно понимает, что является не первоисточником данных, а лишь рупором здравого смысла: она говорит о стоящих перед человечеством задачах, а конкретные решения оставляет за экспертами (что абсолютно правильно).
4. "Грета – пиар-проект (своего отца, матери, прадеда по материнской линии, Сороса, Альберта Гора, великой масонской ложи Биробиджана)"
С живущими в своём мире сторонниками теорий заговоров, которые во всём видят руку мирового правительства и начисто отрицают любые искренние поступки (в основном потому что сами их никогда не совершали), я не могу разговаривать серьёзно.
Более умеренным ребятам, считающим, что на Грету давят, что какие-то взрослые люди заставляют её отстаивать их интересы, советую просто посмотреть её выступление на Теде или интервью на Daily Show (ссылки 7 и 8). Она – умный, заинтересованный человек с твёрдой позицией и громадной внутренней силой. Этой позиции она придерживается с восьми лет, в мае 2018-го она выиграла приз за эссе о климате от одной из шведских газет, летом того же года решила бастовать у здания парламента, хотя никто из друзей её в этом не поддержал. Лишь значительно позже, когда она получила известность, десятки последователей и миллионы подписчиков, к ней проявили интерес большие экологические и филантропические организации. Если это и можно в каком-то смысле назвать пиар-проектом, то исключительно её собственным.
5. "Но на Грете зарабатывают компании! Акции некоторых европейских предприятий, занимающихся более экологичными видами энергии, после её выступлений выросли в цене!"
Эмм… Ну да. Это нормальный процесс. Чем больше мы говорим о благотворительности и помощи сиротам, тем больше денег получают благотворительные фонды, помогающие сиротам. Чем больше мы говорим о важности экологии, тем более выгодным становится бизнес, с ней связанный. Зарабатывать – НЕ ПЛОХО, если то, на чём ты зарабатываешь, не вредит и уж тем более – если помогает людям. Даже смешно, что я, человек совершенно не капиталистических взглядов, должен объяснять это убеждённым капиталистам и либертарианцам.
6. "Она мне говорит, что я украл её детство. Как она смеет!"
Она говорит это не вам, а мировым лидерам. Научитесь уже читать, ради бога.
7. "Почему Грета в своих выступлениях обличает только Европу и США, хотя главный «поставщик» углекислого газа в атмосферу – это Китай? Она наверняка защищает интересы Китая"
Ага, а ещё Индии и России, занимающим после США третье и четвёртое места соответственно. На самом деле Грета обращается, конечно же, ко всем мировым лидерам, а слова о «богатых странах вроде Швеции» в одной из её речей связаны с тем, что а) она является гражданкой собственно Швеции и Евросоюза, это нормально требовать чего-то прежде всего от своей родины; б) до правительства и населения развитых стран возможно хоть как-то достучаться: более обеспеченному населению проще сокращать свой углеродный след, а демократические правительства больше зависят от выборов и мнения граждан; в) развивающиеся страны во многом ориентируются на развитые и в культуре, и в политике, и в экономике. Изменения в западных странах не пройдут бесследно и для остального мира.
Но повторюсь – в целом она обращается ко всем странам.
8. "Она больная, её место в психушке, посмотрите на её лицо/мимику/диагнозы»
На такие комментарии могу ответить аргументировано, научно и по факту: идите на хуй. Ну или в пещеру, из которой вы вылезли, чтобы сделать себе новую палку-копалку. Психофобия – одна из самых мерзких вещей, которые есть в нашем обществе. В комментах за такое буду сразу банить.
9. "А почему, собственно, её критикуют, если она настолько хорошая и правильная?"
Это любопытный психологический феномен, с которым сталкивается не только Грета, но практически все люди, пытающиеся принять участие в какой-то независимой общественной деятельности, будь то оппозиционные митинги, феминистское движение, веганство или экоактивизм. Подробно узнать о нём можно в отдельном видео (ссылка 9 в первом комменте, там его называют Angry Jack), а вкратце он выглядит так: когда ты наслаждаешься шашлыком или бургерами, а человек рядом с тобой говорит, что он веган и отказывается присоединиться, твоя первая реакция – неприязнь по отношению к этому человеку. Потому что даже если веган не осуждает тебя напрямую, сам факт его существования говорит о том, что, возможно, есть некие этические причины не есть мясо, а значит, возможно, и тебе не стоит его есть. У тебя создаётся ощущение, что веган думает, что он лучше тебя, и ты встаёшь в оборонительную позицию, выдумывая десятки глупых аргументов, почему есть мясо – этично и правильно.
То же самое с экоактивизмом. Это смелое и неудобное решение, которое предполагает значительные потери времени и сил без какой-то материальной отдачи, просто потому что человек, занявшийся им, считает это более этичным. И люди, которые этой деятельностью не занимаются, испытывают естественный дискомфорт, поскольку им кажется, что Грета, 16-летняя (!) девочка (!!) с ментальными особенностями (!!!) считает себя лучше, чем они. Разумеется, взрослые дяденьки и тётеньки, набравшиеся «жизненного опыта» и достаточно мудрые, чтобы не участвовать во всей этой «грязной политике», не могут такого допустить. И комплексы по поводу своей бесполезности выливают на Грету.
Но знаете что? Она на самом деле лучше и умнее всех нас.
Quelle.
no subject
Date: 2019-09-27 01:47 pm (UTC)no subject
Date: 2019-09-27 04:29 pm (UTC)Можно еще и марихуанну покурить.
Все хорошо, что помогает здоровью.
Потепление, конечно, есть. Почти Октябрь на дворе, а у нас розы цветут по третьему разу и вполне себе устойчивая температура+16. Может, это запоздалое бабье лето.
Пы.сы. Наш старший внук в подростковом возрасте озаботился качеством системой образования в Штатах, в частности, в своей школе для старшеклассников. Своими сомнениями поделился с учительницей, которая согласилась с его доводами по поводу качества образования и посоветовала написать в правительство Штата. Внук туда написал, приехал представитель и побеседовал с внуком. Все. Процесс дальше не пошел. Внучек окончил школу, университет, пишет диссер на тему микробиология. А вчера прочитала, что подростки в Германии готовы сжечь Мерседес, потому что он загрязняет атмосферу. Как говорится, процесс пошел.
no subject
Date: 2019-09-27 06:07 pm (UTC)Я думаю, что перестать есть мясо довольно непросто людям, которые его любят.
Но необходимо оно по-моему только детям до определённого возраста. Или - возможно - людям со специальными болезнями.
Я вегетарианка с 14-ти лет и никаких негативных влияний за здоровье вегетарианство у меня не вызывает. Несколько раз я принимала препараты железа - это всё.
Но я перестала есть мясо по иной причине - я тогда читала папину книгу о йоге и в ней советовали питаться по-вегетариански.
Первое время было очень трудно, т.к. все мои любимые блюда были мясными:)
Йогу я делаю до сих пор и она очень поднимает качество моей жизни.
Моя мама несколько лет назад смотрела лекцию одного американского хирурга, который оперирует в 70-м возрасте. Речь шла о том, как в старости как можно дольше оттянут её приход или её влияние на здоровье. Кроме прочего он советовал перестать есть мясо (я думаю, здесь речь идёт в первую очередь о жирном мясе - это оно не особенно полезно). Поэтому моя мама почти не ест больше мяса. (И она действительно физически в очень хорошей форме - хотя конечно не из-за или не только из-за этого).
Что касается питания, то здесь мне кажется, что если мы будем питаться больше в сторону, которая соответствует потребностям климата, мы одновременно станем питаться более здоровее. (Это же говорят и врачи.)
Я сейчас стараюсь редуцировать количество жирных молочных продуктов (но не всех :) ) - но в принципе уже давно следовало приучить себя есть меньше жира и больше овощей.
То есть мне кажется, что первый шаг состоит в том, чтобы отказаться от излишеств, которые и так вредны.
В принципе, я думаю, что изменив несколько свой образ жизни в сторону, которую "требует" от нас климат, мы получим несколько лет (или месяцев) этой же жизни. То есть те привычки, которые надо будет в себе выработать, довольно полезны и продлят нашу же жизнь.
(Я совершенно не считаю веганство полезным. И считаю, что надо обязательно есть жирную морскую рыбу и т.д.)
Что касается немецких школьников и Мерседеса - немецкое общество стоит ещё только в самом начале того, чтобы перестать фетишировать свои автомобили. Это будет не короткий путь ..
no subject
Date: 2019-09-27 06:47 pm (UTC)Мне делать первые шаги уже поздно, да и артрит, который может вылезти в любом суставе, не позволит.
Моя, и не только моя, жизнь в глубинном СССР, где йогу заменяла вся жизнь-была борьбой.
Без мяса -никуда. Никаких сил не хватит копать картошку, чтобы на зиму заготовить, или мотаться по городу за едой.
Многое еще зависит от наследственности, лично я благодарна маме и бабушке за их дарованное здоровье. Я ведь, доживя, до преклонного возраста, и знать не знала ни о каких серьезных болячках. Вот только год назад пришла расплата.
no subject
Date: 2019-09-27 07:44 pm (UTC)Попросите вашего врача выписать Вам препараты железа. Таблетки. Принимайте их по утрам натощак, полчаса или час до завтрака, лучше всего - со стаканом апельсинового сока. Он способствует более быстрому усвоению железа организмом.
Через 1/2 месяца Ваша анемия пройдёт. (Так эффективно как через препараты железа просто питанием железа не наесть.)
Железо есть также в орехах. Довольно различных. Старайтесь есть малое количество орехов каждый день или раз в несколько дней. Они в малых кол-вах очень полезны.
https://pin.it/gvlwenanqp4ppr
no subject
Date: 2019-09-28 06:18 am (UTC)Все это было ровно год назад. Анемии нет и гемоглобин уже в норме.
Соки мне нельзя-диабет, как побочный результат от лекарств. Но сахар уже в норме, поскольку те лекарства уже не принимаю.
А орехи -да, очень любим,железо добираю яблоками, особенно вкусны envy.
no subject
Date: 2019-09-28 09:14 am (UTC):) Извините, что из меня здесь, полилось :)
no subject
Date: 2019-09-28 04:45 pm (UTC)no subject
Date: 2019-09-28 06:10 am (UTC)no subject
Date: 2019-09-28 07:08 am (UTC)no subject
Date: 2019-09-28 09:38 pm (UTC)1. "Существует ли глобальное потепление?"
Да, конечно. Проблема только в том, что глобальный климатический п***ц почему-то назвали "потеплением", это многих сбивает с толку.
Антропогенный фактор в этом тоже есть.
2. "Хорошо, вы приводите данные экспертов, но Грета – не эксперт! Почему она высказывается в ООН?"
Потому что популизм.
3. "Но что конкретно она предлагает? Пусть распишет по пунктам – так-то и так-то, а мы посмотрим (и раскритикуем)".
Конкретики тут нет и быть не может.
4. "Грета – пиар-проект (своего отца, матери, прадеда по материнской линии, Сороса, Альберта Гора, великой масонской ложи Биробиджана)"
Да, пиар-проект. Это не хорошо и не плохо, но это факт.
5. "Но на Грете зарабатывают компании! Акции некоторых европейских предприятий, занимающихся более экологичными видами энергии, после её выступлений выросли в цене!"
Верно. Это бизнес. Почему не заработать на хайпе?
6. "Она мне говорит, что я украл её детство. Как она смеет!"
Мне она говорит то, что и так известно. Воспринимают все на личный счет только те, у кого душа нечиста. Выкинули мусор в чистом поле? Слили отработанное масло в чистый грунт? Поздравляю, вы украли детство даже не Греты, а собственных детей, да.
7. "Почему Грета в своих выступлениях обличает только Европу и США, хотя главный «поставщик» углекислого газа в атмосферу – это Китай? Она наверняка защищает интересы Китая"
Справедливый вопрос. Тем, кто и так ЗА экологию, кто делает ВСЕ - смысл предъявлять чего-то? А тем, кому все равно (Индия, Китай, Россия, Бразилия, Африка) - тем хоть бульдозером по башке, повестку они не изменят.
Так что реальная польза от Гретиных выступлений для экологии - ноль.
8. "Она больная, её место в психушке, посмотрите на её лицо/мимику/диагнозы»
Этим людям, кто такое пишет, надо самим к доктору.
9. "А почему, собственно, её критикуют, если она настолько хорошая и правильная?"
Потому что смысла в этом кроме хайпа - нет.
А, нет! Забыл. Еще некие дяди на этом самом хайпе поднимут несколько миллиардиков за счет налогоплательщиков тех стран, которые, повторюсь, и так для экологии делают ВСЁ.
А плачевную ситуацию это не изменит.
no subject
Date: 2019-09-28 10:11 pm (UTC)1. Приведите пожалуйста примеры стран, которые для экологии делают ВСЁ. (Если среди Ваших примеров присутствует Германия, прочтите пожалуйста перед ответом вот это: https://www.pik-potsdam.de/news/in-short/from-berlin-to-the-un-climate-science-climate-action )
2. Мой жизненный опыт говорит, что люди, видящие в других продажность (и повсюду - хайпы) просто проецируют своё отношение к жизни и свой метод действия в окружающий мир.
Вы знаете, я 20.09.2019 действительно была на одной из демонстраций ФФФ. Было очень много людей. И стояла удивительно приятная атмосфера. И Вы знаете, по лицам окружающих (и по их поведению - это были люди, способные на действия, которые не приносили им финансовой выгоды) было видно, что все пришедшие грубо говоря - люди с высшим образованием.
no subject
Date: 2019-09-28 10:28 pm (UTC)Мой жизненный опыт говорит, что я не мусорю (даже сортирую мусор), аккуратно утилизирую в контейнер, а вот дальше (что уже меня не должно волновать, если я живу в нормальной стране) муниципальные службы сортированный мусор смешивают воедино и утилизируют… нет, тупо сваливают посередине..
(См. Шиес. Мусор. Протесты.)
Если я, как сознательный гражданин этим вопросом озадачиваюсь - с 99% вероятностью я окажусь за решеткой.
Если я выступлю против путинских бомбочек, в результате которых засрано радиацией всё Белое Море - я на 146% окажусь врагом народа, агентом госдепа и прочим говном, которым сейчас обмазывают всех несогласных.
Вопрос ровно один: Грета и дяди, пропихнувшие её на трибуну ООН, ничего не хотят сказать по этому поводу, или же будут опять пропихивать в Европе новые налоги на экологию?
Что-то мне подсказывает, что второе.
no subject
Date: 2019-09-28 10:50 pm (UTC)С одних США мы имеем уже 15%.
Страны первого мира .. остальной мир берёт стиль жизни этих стран за пример. Вот его хотят изменить. Кроме прочего.
Налоги принимают, чтобы изменить привычки людей, опять же, их стиль жизни.
Мне кажется, что в России (и в США между прочим) очень мало информации об экологии и климате и проч. В Германии почва к этим дискуссиям уже много лет готовилась. То есть сознательность людей намного выше. (Но Россия между прочим - четвёртый, а США - второй по величине продуцент CO2- эмиссий. )
no subject
Date: 2019-09-28 11:02 pm (UTC)Проблема - в левом популизме.
Вот, например, выросла преступность, кого-то там где-то расстреляли, поэтому давайте запретим оружие… законопослушным гражданам! И новый налог им вхреначим, а то фигли они?
Вот и по поводу экологических всех этих вещей.
У меня за окном два химических завода и свалка, вся Сызрань в смоге, онкология зашкаливает.
Это как-то изменится, если европейцам введут новые экологические налоги?
Нет.
А у нас пол-планеты вот таких вот сызраней или хуже (был в Китае, охренел).
Или, послушав Грету путен и Ын расплачутся и свернут свои сраные ядерные бомбочки?
Что-то мне подсказывает, что нет.
Так что всё это - стрельба меткая, но не в ту мишень.
no subject
Date: 2019-09-28 11:11 pm (UTC)Европейцы не могут сделать из Россиян демократических граждан. Это нужно достичь самим.
no subject
Date: 2019-09-29 08:51 pm (UTC)В новейшей истории нет ни одного прецедента "прогрессорства".
А насчет "сами"… как вы думаете, например, у исламского мира есть шансы вылезти из средневековья?
no subject
Date: 2019-09-30 05:19 am (UTC)Западные немцы не смогли даже из восточных демократов сделать. Хотя казалось бы, больше (и первую очередь и финансовой) помощи "перекачать" нельзя .. Опять же, Европейский Союз и восточноевропеиские гос-ва... Несмотря на значительную помощь Союза они выбирают правых политиков.
no subject
Date: 2019-09-29 08:30 pm (UTC)Нет."
Да
"Или, послушав Грету путен и Ын расплачутся и свернут свои сраные ядерные бомбочки?
Что-то мне подсказывает, что нет."
Но можно заставить их это сделать, о чем и речь.
no subject
Date: 2019-09-29 08:47 pm (UTC)"Заставить" - тоже хорошо. Вот только механизмов воздействия нет, или они не работают. Сильно например "санкции" помогают?
Да и у "Грет" в повестке такого нет, есть сугубо хайп.
no subject
Date: 2019-09-30 05:16 am (UTC)Но, так как я вижу, что не только тебе, а очень приличному количеству френдов, ситуация непонятна, так, как мне, я уже думаю отдельный пост у себя написать про это. Проблема, где на это время найти, я вчера в ЖЖ/ДВ первый раз за два месяца зашел и то, потому что воскресенье.
Но я попробую, чуть позже. На самом деле, ты, Джо и ещё куча народу смотрите очень... гхм, недалеко :)
"Сильно например "санкции" помогают?" Они охуительно помогают, если их планомерно реализовывать. А то как только Трампа выбрали, вот и никаких санкций. А в режиме "шаг вперед, два назад" ничего не поможет.
"Да и у "Грет" в повестке такого нет, есть сугубо хайп." есть, но вы не понимаете, как это работает :)
no subject
Date: 2019-09-30 06:56 am (UTC)Я совершенно не стесняюсь признать, что могу и заблуждаться.